Танкоград в осаде

ЧТЗ

Печать Прочитали статью : 36

В рамках реализации программы мелиорации пойменных земель агрохолдинг ЗАО «Куликово» купил новый болотный бульдозер Б9Б Челябинского тракторного завода 2020 года выпуска. 30 ноября 2020 года бульдозер прибыл в цех механизации предприятия. Эта машина была выбрана неслучайно. О надежности тракторов Челябинского тракторного завода ходят легенды. Челябинский тракторный завод (ООО «ЧТЗ-Уралтрак», фактически контролируется НПК «Уралвагонзавод», принадлежащей госкорпорации «Ростех») – предприятие, имевшее ключевое значение в оборонной промышленности страны в годы Великой Отечественной войны. В 2020 году 75-летний юбилей Победы ЧТЗ встретил с огромными долгами. Только за электроэнергию с ЧТЗ взыскивают через суд многомиллионную задолженность. Общая сумма исков, по которым предприятие выступило ответчиком в 2019 году, составила более 1 млрд. рублей. Заявления в суд от кредиторов продолжают поступать, среди них есть и требования признать завод банкротом. На самом ЧТЗ финансовые проблемы объясняли ухудшением рыночной конъюнктуры. Принята программа финансового оздоровления, однако ее судьба в нынешних экономических условиях неясна.

ЧТЗ

Машины для войны и мира

2020-й был знаменателен не только юбилеем Победы, но и тем, что в этом году отмечалось столетие отечественной танковой промышленности. Праздничные мероприятия по запланированному сценарию провести не получилось из-за пандемии, однако о важности этой даты неоднократно говорили региональные власти. Это и понятно, ведь в годы войны с конвейера ЧТЗ уходил каждый пятый собранный в стране танк. Да и сам завод является одним из старейших в Челябинске и тоже понемногу приближается к вековому юбилею.

ЧТЗ

Челябинский тракторный завод в начале 30-х годов

Челябинский тракторный завод им. И.В. Сталина был основан в 1933 году. За несколько лет своей работы предприятие вышло на международный уровень. Челябинский тракторный стал «пионером» советского дизелестроения, поскольку именно там впервые был начат серийный выпуск дизельной аппаратуры и тракторов. Уже в 1940 году предприятие выпустило 100-тысячный трактор, а их суммарная мощность была сопоставима с десятью Днепрогэсами.

ЧТЗ

Тягач С-65 выходит с завода

В годы Великой Отечественной войны имел большое значение для оборонной промышленности СССР. С началом войны на базе ЧТЗ были объединены эвакуированные на Южный Урал военные предприятия из Ленинграда (Кировский завод), Харькова (Харьковский моторный завод №75) и других городов. Чтобы развернуть производственные площади в максимально короткие сроки (было введено в строй 17 новых цехов общей площадью более 100 тыс. квадратных метров), оборудование, прибывавшее с эвакуированных предприятий, буквально с колес разгружали на пустырях, ставили на фундаменты строящихся цехов и начинали производство прямо на улице, возводя тем временем стены и крыши. Известно, что к январю 1942 года только из других городов на ЧТЗ прибыло почти 30 тыс. работников эвакуированных предприятий и членов их семей. Силами эвакуированных Кировского и Харьковского моторных заводов производились танки Т-34, самоходные установки СУ-152, тяжелые танки KB, ИС-1, ИС-2, ИС-З, ставшие лучшими образцами военной техники того времени.

ЧТЗ

Сборка Т-34 на Челябинском Кировском заводе. 1942 год

Предприятие в военное время называлось Кировским заводом Наркомата танковой промышленности (до 20 июня 1958 года). Сам народный комиссариат, кстати, тоже находился в Челябинске. Новый комбинат и сам город стали неофициально называть Танкоградом. Завод поставил фронту более 18 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок, 48,5 тыс. танковых дизель-моторов, более 17 млн. заготовок боеприпасов. На предприятии создано 13 типов новых танков и САУ, 6 типов двигателей для боевых машин. Впервые за всю мировую историю именно здесь поставили на конвейер сборку тяжелых танков ИС. За военные годы завод более 30 раз удостаивался знамен Государственного комитета обороны за победу во всесоюзных соревнованиях.

ЧТЗ

Сборочный цех ЧТЗ. 1953 год

После войны завод вновь вернулся к выпуску мощных и высокопроизводительных тракторов С-80, С-100, Т-100МЗ, принимавшие участие в освоении целины. В советское время Челябинск благодаря ЧТЗ был важным центром производства сельскохозяйственных машин и спецтехники. Уже к 1948 году с главного конвейера завода сходило 20–25 тракторов в сутки. К середине 50-х годов завод поставлял свои машины во все страны соцлагеря и ряд других стран Европы, Азии и Африки.

ЧТЗ

Одна из первых моделей дизель-электрического трактора ДЭТ-250

В 1956 году на ЧТЗ собрали первый образец дизель-электрического трактора ДЭТ-250, который не имел мировых аналогов. В течение десятилетий бульдозеры серии ДЭТ различных модификаций были самыми скоростными в мире. В 60-х годах прошлого века здесь начали выпускать первый серийный трактор Т-100М, который существовал в 22 вариантах и стал самым массовым за всю историю предприятия. Всего было выпущено более 400 тыс. таких машин. В конце 60-х и в 70-х годах была проведена масштабная реконструкция и техническое перевооружение завода для постановки на производство нового семейства перспективных промышленных тракторов Т-130, что стало вторым рождением предприятия.

ЧТЗ

С конвейера ЧТЗ сходит миллионный трактор

В 1971 году на базе ЧТЗ создано первое в отрасли производственное объединение под названием «Челябинский тракторный завод имени В.И. Ленина». В 1983 году, к 50-летнему юбилею, здесь собрали первый в мире сверхмощный энергонасыщенный гусеничный трактор Т-800.

ЧТЗ

Сверхмощный гусеничный трактор Т-800

А в 1984 году отмечали новую знаковую дату – на заводе был выпущен миллионный трактор. Этот же год стал самым продуктивным для ЧТЗ – тогда с конвейера сошло 31,7 тыс. машин.

Первое банкротство и новые собственники

Во второй половине 80-х годов для завода начались непростые времена. В рамках конверсии на ЧТЗ практически полностью свернули производство танков, компенсировать эту потерю за счет производства мини-тракторов и товаров народного потребления не удавалось. После распада СССР предприятие одним из первых в машиностроительной отрасли провело акционирование в 1992 году. Так появилось ОАО «Уралтрак» (с 1996 года – ОАО «Челябинский тракторный завод»). После этого дела на лад не пошли: из-за экономических трудностей в стране объемы заказов были низкими. Все это в итоге обернулось для завода банкротством, которое произошло в 1998 году. За этим последовал длительный период конкурсного производства под управлением Валерия Платонова, который затем стал генеральным директором и возглавлял предприятие до 2011 года. Компания была преобразована в общество с ограниченной ответственностью «ЧТЗ-Уралтрак». Новой команде удалось сохранить предприятие. Нулевые были для завода периодом относительной стабильности: разрабатывались и запускались в серийное производство новые модели и модификации, вместе с тем на моторном заводе, входящем в структуру ЧТЗ, росли объемы выпуска танковых дизелей. В марте 2011 года основным владельцем ЧТЗ стала научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», которая, в свою очередь, в конце 2016 года указом президента была включена в структуру госкорпорации «Ростех».

ЧТЗ

Новые вызовы

Мировой финансовый кризис 2008–2009 годов снова создал проблемы российским тракторостроителям. После него отрасль так и не вернулась к показателям стабильного 2007 года. Однако куда больше проблем «ЧТЗ-Уралтрак» принес кризис следующий. 2014 год стал для завода крайне тяжелым. Импортозамещение, о котором тогда много говорилось, помогло лишь отчасти, принципиально ситуацию в отрасли не улучшив. В последующие годы на заводе регулярно сообщали о новых разработках и модификациях, однако ухудшение конъюнктуры рынка и конкуренция с иностранными, в частности китайскими, производителями давали о себе знать. Уже несколько лет подряд «ЧТЗ-Уралтрак» работает в минус. По данным «СПАРК-Интерфакс», по итогам 2018 года чистый убыток компании составил 1,7 млрд. рублей. Последние годы, начиная с 2011-го, характеризуются частой сменой руководства ООО «ЧТЗ-Уралтрак». Сейчас обязанности генерального директора исполняет Валерий Костюченко, до него за последние девять лет пост руководителя занимали еще семь человек, дольше всех из них работал Виктор Воропаев – с ноября 2013-го по июнь 2015-го.
Общий объем дебиторской задолженности, по данным Rusprofile.ru, достиг 1,6 млрд. рублей. Растущие долги все чаще выливаются в судебные иски. В 2017 году индивидуальный предприниматель Вадим Андреев инициировал дело о банкротстве ЧТЗ из-за долга в 6 млн. рублей. Позднее с требованием признать должника несостоятельным выступили ООО «Торговый дом «АТИ» (Санкт-Петербург), «Альфа-Металл» (Москва) и другие. В середине ноября Арбитражный суд Челябинской области объединил все заявления о банкротстве ЧТЗ в одно дело. Сейчас в нем значатся уже более 30 кредиторов.
В 2019 году ООО «ЧТЗ-Уралтрак» выступило ответчиком почти по 200 судебным искам, общая сумма исковых требований по которым превышает 1 млрд. рублей. Десятки исков поданы уже в этом году. В январе этого года налоговая служба приостанавливала операции по расчетным счетам предприятия и ограничивала движение средств через кассу, блокировка миновала только те счета, которые связаны с исполнением государственных контрактов. Такие ограничения стали обеспечительной мерой, принятой в рамках сводного исполнительного производства (на тот момент было выдано более 147 производств более чем на полмиллиарда рублей). Позже в компании сообщили, что блокировка снята.

ЧТЗ

Долги не светят

Одна из основных составляющих структуры задолженности компании – неплатежи за электроэнергию. Как сообщает один из основных кредиторов – компания «Уралэнергосбыт», которая с середины прошлого года является гарантирующим поставщиком электроэнергии в Челябинской области, ООО «ЧТЗ-Уралтрак» должно ей за поставленные энергоресурсы на сегодняшний день 235 млн. рублей. Предприятие является крупнейшим неплательщиком за электричество в регионе, при этом размер долга продолжает расти. К концу декабря он составлял 133,2 млн. рублей – сумма накопилась за последние шесть месяцев 2019 года, и в начале марта Арбитражный суд Челябинской области удовлетворил требование «Уралэнергосбыта» о взыскании с ЧТЗ этой задолженности, а также 5,3 млн. рублей пени. Ответчик подал апелляционную жалобу, заседание назначили на 25 мая. В суде представители предприятия просили снизить сумму неустойки, ссылаясь на тяжелое финансовое положение. Ответчик указал, что имеет задолженность перед другими кредиторами, деньги арестованы, бюджетное финансирование отсутствует, при этом предприятие является социально значимым.
24 апреля Арбитражный суд Челябинской области принял к производству еще один иск «Уралэнергосбыта» к ООО «ЧТЗ-Уралтрак» о взыскании 9 млн. рублей основного долга (счет за январь) и 639 тыс. рублей пени. Заседание назначили на 30 июня. По данным поставщика, в суд направлено уточнение иска (с добавлением долга за февраль и март), согласно которому сумма составляет 86 млн. рублей. При этом сумму, изначально указанную в иске, ответчик в апреле уплатил. Иск к ЧТЗ в областной арбитражный суд также подала МРСК Урала, которая выполняла функции гарантирующего поставщика до «Уралэнергосбыта»: в январе сетевая компания потребовала от предприятия выплатить 22,05 млн. рублей основного долга и 427,5 тыс. рублей пени. При этом на предварительном судебном заседании, состоявшемся 17 марта, сумма исковых требований по ходатайству истца была увеличена вдвое – до 46,8 млн. рублей.
В «Уралэнергосбыте» сообщили, что 9 апреля произвели ограничение энергоснабжения ООО «ЧТЗ-Уралтрак» путем отключения от главного распределительного устройства 10 кВ челябинской ТЭЦ-2. В сбытовой компании отмечают, что не хотят доводить ситуацию до более жестких мер, поскольку ЧТЗ является социально значимым предприятием, и продолжают переговоры по урегулированию вопросов оплаты с руководством компании-должника. «Предлагались схемы рассрочки и частичного погашения долга. Однако ни одна из достигнутых договоренностей руководством «ЧТЗ-Уралтрак» не выполнена», – рассказал генеральный директор «Уралэнергосбыта» Александр Батраков. Ситуацию осложняет еще и то, что ее заложниками оказались более 70 других юридических лиц, которые получают электроэнергию транзитом через установки ЧТЗ и исправно оплачивают счета. Чтобы они не пострадали, завод должен сам вводить ограничения, допустив для контроля специалистов «Уралэнергосбыта» и сетевой компании – МРСК Урала. Однако энергетики заявляют, что в доступе на территорию предприятия им отказали.
Большим подспорьем для тракторного завода является повышенный гособоронзаказ, в рамках которого на предприятии выпускаются дизельные двигатели для бронетанковых войск Российской Федерации и военной бронетанковой техники отечественного производства. Челябинские двигатели стоят на самой передовой технике: танках Т-72, Т-90, на платформе «Армата», БМПТ «Терминатор», современных артиллерийских самоходных установках. Надежды на улучшение ситуации руководство предприятия связывает также с программой финансового оздоровления до 2025 года, предполагающей диверсификацию производства и другие мероприятия, направленные на снижение затрат. Планировалось, что через пять лет объем выручки в результате комплекса принятых мер вырастет в два раза, до 10 млрд. рублей. Однако с учетом кризисных явлений в экономике, наступивших в этом году, и текущих долгов завода он может не дождаться реализации программы. Новое банкротство одного из самых известных на Южном Урале предприятий выглядит вполне реальной перспективой.

ЧТЗ

Любопытные факты

ЧТЗ за 80 лет работы изготовил более 1 268 000 тракторов. Они переместили около 350 кубических километров лунного грунта. Им можно было бы покрыть всю поверхность Луны слоем в три с половиной сантиметра. А чтобы перевезти грунт, снятый техникой ЧТЗ, потребовался бы железнодорожный состав длиной в 135,5 миллионов километров. Сами же машины ЧТЗ прошли по планете около 90 миллиардов километров – то есть 600 расстояний от Земли до Солнца.

При подготовке материала использовалась информация с сайтов: "Коммерсант", "ГлавПахарь"

ОВОЩНАЯ ПРОДУКЦИЯ ОВОЩНОЙ РЫНОК ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ