Борщевой набор как инструмент антикризисного питания

Борщ

Печать Прочитали статью : 682

В связи с падением доходов населения из-за экономического кризиса и пандемии COVID-19 возрос интерес россиян к домашней готовке. Вверх пошли и продажи овощей борщевого набора. Крупные компании готовы развивать и дальше этот сегмент рынка, который ограничивает нехватка холодильных мощностей.

Несмотря на то, что задача наращивания объемов производства овощей борщевого набора для российских игроков не представляет значительных затруднений, ограничивает их в этом недостаточное количество мощностей по хранению с поддержанием необходимой температуры и состава газовой среды. Крупные компании в последние годы увеличивают инвестиции в строительство таких хранилищ. Российский рынок картофеля и овощей до сих пор не консолидирован. Большую часть продукции производят личные подсобные и мелкие фермерские хозяйства, которые не способны полностью обеспечить потребности торговых сетей и не имеют технологичной инфраструктуры, позволяющей хранить урожай. Поэтому уже начиная с апреля объемы импорта, например, свежего картофеля резко возрастают. У крупных агрохолдингов, таких как ЗАО «Куликово» производство полного цикла – семеноводство, выращивание, мойка, фасовка и хранение на собственных производственных площадках – позволяет обеспечить высокие объемы

Борщ

На рынке овощей борщевого набора в последние несколько лет наблюдались положительные тенденции как по производству, так и по потреблению:
- при снижении покупательской способности населения большее количество людей отказывается от посещения кафе и ресторанов и переходит на домашнее питание, что способствует росту спроса на овощи из борщевого набора как одного их самых дешевых ингредиентов для приготовления пищи;
- в последние годы наблюдается стабильный рост урожайности благодаря переходу на новые технологии посева и сбора продукции, увеличению эффективности производства, использованию более современных сортов овощей;
- стала заметной тенденция увеличения продаж овощей борщевого набора в большей степени готовности: расфасованные, мытые, очищенные, частично переработанные. Внедрение дополнительных услуг позволяет не только сэкономить время потребителей, но и увеличить добавочную стоимость продукта, а, следовательно, и его цену.

Структура рынка овощей борщевого набора 

В состав борщевого набора входят самые популярные и чаще всего употребляемые в пищу в нашей стране овощи:

- картофель;
- белокочанная капуста;
- морковь;
- свекла;
- лук репчатый.

Борщ

Традиционно наибольшую долю в потреблении овощей занимает картофель – она превышает 50% как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Остальная часть распределена между оставшимися культурами практически равномерно. В общей структуре поставок на рынке преобладает отечественная продукция, доля импорта довольно мала, в среднем она не превышает 10%. Необходимо отметить, что объемы импорта сильно меняются год от года. Так, в 2017 году в страну было ввезено в 2 раза больше овощей, чем в 2016 году, при примерно одинаковом уровне внутреннего производства.

Хранение и реализация борщевого набора в России

По данным Росстата и Минсельхоза России, около 70% овощей из борщевого набора выращивается в частном секторе. Мелкие хозяйства войти в большие торговые сети не могут, поэтому они реализуют свою продукцию через рынки, пункты общественного питания, мелкие магазины и т. д. В более выгодном положении находятся те игроки, которые имеет системы хранения, особенно специально оборудованные овощехранилища, позволяющие сохранять приемлемое качество овощей до 6–11 месяцев. В последнее время в отрасли наблюдается увеличение инвестиционной активности в области строительства таких хранилищ. Тем самым производители увеличивают свою маржинальность за счет реализации продукции в периоды более высоких цен (зимой и весной).

Борщ

Овощи борщевого набора в России собирают один раз в год. Чтобы сохранить их до следующего урожая, требуются современные хранилища со специальными системами кондиционирования и контроля состава атмосферы. Нужна регулируемая газовая среда, которая позволит погрузить овощи «в спящее состояние». В нашей стране таких современных хранилищ, где собранный урожай мог бы лежать по шесть-девять месяцев, пока слишком мало. Их необходимо строить, чтобы в потребительской корзине увеличилась доля отечественных овощей. Но это требует немалых инвестиций: запуск в эксплуатацию хранилища на 1 тыс. т продукции стоит от 35 до 70 млн. рублей в зависимости от имеющейся инфраструктуры. А окупаются эти вложения не раньше, чем через три-пять лет.

Борщ

Особенность большинства хранилищ в России – это отсутствие системы охлаждения воздуха. Следовательно, в период положительных среднесуточных температур продукция быстро портится, что приводит к убыткам. Установка систем охлаждения воздуха достаточно затратная, и многие производители экономят на ней. В итоге овощи приходится реализовывать до наступления тепла. В перспективе этот путь тупиковый: с таким подходом весной на рынке будет значительно увеличиваться объем предложения, что приведет к падению цен, а значит, и рентабельности производства. Сейчас только треть действующих мощностей имеют регулируемую газовую среду. Поскольку с каждым годом объем производства будет расти, строительство неохлаждаемых хранилищ становится рискованным. В последнее время в секторе наблюдается инвестиционная активность в направлении создания мощностей по хранению овощей борщевого набора. Аграрии делают ставку на увеличение маржинальности продукции за счет роста предложения в периоды высоких цен (зимой и весной). В то же время отрасль не консолидирована, здесь нет крупных игроков, поставщиков широкого ассортимента продукции в стабильно больших объемах. Такие проекты могут появиться у существующих холдингов, или эту роль на себя могут взять оптово-распределительные центры.

Прогноз развития рынка

Упаковка и переработка продукции помогут повысить доходность производства борщевого набора: цена мытого упакованного продукта возрастает на 50%. Однако, по словам некоторых сельхозпроизводителей, заниматься товарной доработкой овощей невыгодно из-за высоких потерь и не всегда презентабельного вида товара на выходе. Потери при доработке (мойке) могут достигать 70%, это связано с технологией производства и сортовыми характеристиками овощей.
Объем производства овощей из борщевого набора в России последние два года практически не изменяется. Поэтому можно говорить о некотором насыщении внутреннего рынка, который ограничен наличием у крупных сельскохозяйственных комбинатов современных овощехранилищ. В ближайшей перспективе развитие будет идти в сторону замещения импорта и увеличения экспортных поставок в соседние страны (прежде всего в Белоруссию и Казахстан). Поэтому темпы роста рынка будут умеренными. Специалисты прогнозируют среднегодовой прирост на уровне 3-4% по всем компонентам борщевого набора.

При подготовке материала использовалась информация с сайта: Агроинвестор

ОВОЩНОЙ РЫНОК ОВОЩНАЯ ПРОДУКЦИЯ ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ