Редкие и необычные тракторы СССР

 

Печать Прочитали статью : 2238

Трактор К-710 «Ильич»

Редкие

Энергонасыщенный универсальный колёсный трактор «Кировец К-710 «Ильич» предназначался для работы с широкозахватными навесными, полунавесными и прицепными орудиями. Гидрофицированными машинами, комбинированными машинами и орудиями с активными рабочими органами, которые предназначены для выполнения пахоты средних и тяжёлых почв на значительную глубину, для глубокого безотвального рыхления, плантажной вспашки, лущения стерни и дискования почв, для сплошной культивации, боронования, работы на посевной зерновых и других культур, а также выполнения крупных транспортных работ в сельском хозяйстве. Колёсный трактор «Кировец К-710 «Ильич» стал сельскохозяйственным трактором общего назначения класса 80 кН. Трактор был оборудован раздельно-агрегатной гидравлической системой, трёхточечным навесным и маятниковым прицепным устройством, предназначенным для агрегатирования с полным спектром сельскохозяйственных и транспортных машин.
Конструкция данной техники – не совсем классическая «кировская». Рама трактора К-710 «Ильич» состоит из двух полурам, соединённых между собой шарнирным устройством. Полурамы трактора могут свободно поворачиваться относительно друг друга, вокруг горизонтального и вертикального шарниров. Получается, что трактор К-710 состоит из двух частей, которые способны поворачиваться вместе с колёсами одна относительно другой. На тракторе была установлена 24-вольтная система электрического оборудования. Для работы К-710 с сельскохозяйственными машинами, которые имеют не пассивные, а активные рабочие органы, был предусмотрен механизм отбора мощности.

Редкие

Тракторы К-710 «Ильич» были укомплектованы четырёхтактными 12-цилиндровыми V-образными дизельными двигателями ЯМЗ-8403 с турбонаддувом, с воспламенением от сжатия, жидкостной системой охлаждения, непосредственным впрыском дизельного топлива и с охлаждением наддувочного воздуха. Запуск данного дизеля производится электростартером. Для облегчения запуска в холодное время года трактор К-710 «Ильич» был оборудован электро-факельным устройством и системой предпускового обогрева мотора. Для поддержания оптимального теплового режима дизель ЯМЗ-8403 укомплектован термостатами и автоматической системой управления вентилятором.
На тот момент (конец 1970-х – начало 1980-х гг.) К-710 «Ильич» стал самым мощным в Советском Союзе трактором просто с невероятной производительностью труда. Она практически в два раза превышала производительность могучего К-700. А также с такими особенностями конструкции, как – безопасная кабина с жёстким каркасом, с кондиционером (!) в салоне, с показателем давления на почву 0,8 кг/кв. см. Однако в итоге данная модель трактора в массовое производство так и не пошла. Такая значительная мощность, в сочетании с высокой себестоимостью производства и дальнейшее технического обслуживания, оказалась не востребованной в народном хозяйстве того времени. Поэтому трактор К-710 стал в основном демонстрацией мощи Кировского завода.
Прозвание «Ильич» трактор К-710 получил после торжественной демонстрации пяти образцов данной техники из опытной серии, устроенной в апреле 1980 года и приуроченной к 110-ой годовщине со дня рождения Владимира Ильича Ленина. В этом «олимпийском» году с конвейера славного предприятия сошёл двухсоттысячный трактор.

Турбоэлектротрактор ТЭТ-1000

Редкие Все-таки, СССР был страной великой, хотя в определенных моментах и несколько сумасшедшей. Надо обладать совершенно ортогональным традиционному техническим мышлением, чтобы изготовить в металле вот такое чудовище, как турбоэлектротрактор ТЭТ-1000. Разработанный в НАТИ трактор предназначался для рекультивации солончаков, а это такая работа, в которой марш-броски по дорогам сочетаются с ползанием по грязи и тяжелой пахотой.
Но, поскольку есть и требование габаритов, и тому подобное, конструкторы пошли на нетривиальный ход: опускаемые гусеничные тележки перпендикулярны колесам. Т.е., на колесах он катается «вдоль», а доехав до места работы опускает гусеницы, поворачивает место тракториста на 90 градусов и катается «поперек». Совершенно изумительное, не имеющее ни одного аналога в мире решение. Столько же великолепное, сколь и беспощадно бессмысленное.

Редкие

Ходовые испытания в гусеничном варианте

Трансмиссия, судя по названию трактора, была электрической, это оптимально для получения максимальной тяги на малой скорости. Огромная машина, весом больше 32,5 тонн оснащалась танковой мощности дизелем Т6ДН, мощностью 700 л.с. Номинальное тяговое усилие на гусеничном ходу – 18 тонн. Машину испытывали в Казахстане, но в серию не пустили. Видимо, сами испугались.

Трёхколёсный трактор МАЗ МВУ-30

Редкие

Советский Союз технологически старался быть первым во всем. Даже в технических экспериментах, выпуская с завидной периодикой прототипы, которые были не от мира сего. Одним из таких изделий в области автомобилестроения был трехколесный МАЗ сельскохозяйственного назначения с аббревиатурой МВУ-30, который создали конструкторы Минского автозавода. Минчане, кующие в недрах своих цехов преимущественно технику военного назначения, занялись выполнением поставленной задачи о выпуске автомобиля специализированного образца для сельского хозяйства и с февраля 1977 года уже была готова основная проектная работа чертежей машины для внесения удобрений.
Очередная задача «догнать и перегнать Америку» была с успехом выполнена в 1978 году и детище Минского автозавода под аббревиатурой МВУ-30 появилось на свет и прошло вполне успешные испытания в самой что ни на есть полевой обстановке. Удобрения рассеивались на порядок эффективней специализированного сельскохозяйственного трактора. Проходимость шасси машины была также на порядок выше существующих ей конкурентов. По сути конструкторы-минчане взяли за основу существующий уже экземпляр, потому что советская машина для внесения удобрений с шириной разброса 30 метров была чрезвычайно схожа с так понравившимся председателю совмина БССР штатовским аналогом – BIG-A2500.
Но отечественный разбрасыватель имел большую грузоподъемность – 8 тонн против 7 американских. Превосходил емкостью кузова, вмещая 6,9 кубических метров. Да и скоростные характеристики гиганта с восьми цилиндровым мотором доходили до 55 км/час. Основными достоинствами машины были арочные бескамерные шины низкого давления и жидкостно-механическая трансмиссия, которая позволяла держать стабильную скорость. Деформация грунта и посевов была значительно ниже за счет трехколесности конструкции. Все отлично, но цена, сложность в эксплуатации и банальная нехватка комплектующих не позволили поставить ее на конвейерный поток. В соотношении цена/качество/скорость МВУ-30 в три раза превосходил даже самолет АН-2, который выполнял эту работу с воздуха.

Редкие

Над проектом трудилось довольно много смежных предприятий: Минский тракторный конструировал гидравлику разбрасывателя удобрений, шинный Бобруйский – шины, сам же МАЗ делал только кабину, раму и мосты. Идею коробки-автомата отбросили практически в самом начале разработки: те, что изготавливались в СССР во Львове в корне не подходили по параметрам, а разрабатывать мощнее не входило в планы руководства из-за нереальных денежно-временных затрат. Механическая коробка передач Камского автозавода вполне подошла под мазовский концепт.
После одобрения в ходе испытаний машина МВУ-30 пошла в серийное производство. Чтобы хоть как-то себя окупить, планировалось выпускать более 4800 единиц в год, но существующих мощностей в производстве не хватало. Вместо запланированного ярославского дизеля был утвержден камазовский 210-ти лошадиный, имевший на то время ряд недоработок, часто и густо ломающийся. Возможно, с более надежным ярославским мотором судьба мазовского детища сложилась бы иначе.
В конце 80-х – начале 90-х гг. столь перспективный проект, вмещавший в себе ряд довольно смелых и прогрессивных технологических идей, резко пошел на убыль – страна агонизировала, распадалась. Далеко идущие планы трехколесной конструкции МВУ-30 были остановлены на цифре 58 выпущенных экземпляров.

Гусеничный трактор БАЗ Т-180

Редкие

Т-180 – промышленный гусеничный трактор, который серийно выпускался Брянским автомобильным заводом с 1965-го по 1987 гг. Он стал первый в Советском Союзе серийным трактором-бульдозером 15-го тягового класса. Данный трактор предназначался для работ с полным спектром навесного и прицепного оборудования – на строительных объектах, в дорожном строительстве, а также в газовой, горнодобывающей, лесной и прочих сферах промышленности и хозяйства.
Основные функции, которые выполняли Т-180 в самых разнообразных регионах Советского Союза и в «братских странах – разработка и перемещение грунта различных категорий. Спереди на трактор монтировались отвалы типа Д-575С, а сзади крепились рыхлители. Данной модели было суждено стать «долгожителем»: на конвейере Брянского автозавода она находилась более двух десятилетий. Модификации и особенности Основой для трактора Т-180 стала модель Т-140, производства Челябинского тракторного завода. Двигатели были использованы изначально также челябинские: 6КДМ-50, шестицилиндровые атмосферные дизельные моторы, созданные на базе четырехцилиндровых КДМ-46, мощностью 140 л.с. С 1966 года был начат выпуск модификации трактора Т-180Г, который отличался от трактора базовой модели наличием гидравлической системы для управления бульдозерным отвалом и прочим навесным и прицепным оборудованием. В 70-х годах она была заменена усовершенствованной модификацией Т-180Г2, которая и выпускалась массово до 1987 года, когда Министерство автомобильной промышленности СССР вынесло решение об остановке выпуска гусеничных тракторов и спецмашин на Брянском автозаводе.
Тем не менее, спрос на данную продукцию оставался серьёзным. Поэтому промышленные трактора Т-180Г2 ещё продолжали собирать в Брянске, по составленным с потребителями «прямым договорам», до 1992 года включительно. А производство комплектующих и запасных частей для бульдозеров Т-180Г2 продолжался вплоть до середины 90-х.

Трактор Т-125

Редкие

Это предок трактора Т-150. Трактор был разработан и выпущен небольшой серией Харьковским тракторным заводом (УССР). Для масштабов СССР, партия Т-125 была просто микроскопическая, всего 250 тракторов. Разработка перспективного колёсного трактора началась в конце 60-х годов. Основная задача машины была работа в сельскохозяйственной отрасли. Помимо основного назначения его могли применять в качестве строительной техники, а также имел способность буксировать тракторные прицепы до 10 тонн.
С 1962 по 1964 гг. машины проходили различные испытания. Тракторы выпускались небольшими партиями по 30 штук. Каждая партия дорабатывалась и устраняли недочёты, которые были у предыдущих выпусков. В качестве силового агрегата применялся 6-цилиндровый дизельный двигатель мощностью 130 л.с. Был так же разработан и гусеничный вариант трактора, который так и остался в единственном экземпляре. Работы над Т-125 были остановлены в пользу Т-150К.

Военный трактор МАЗ-538

Редкие

Этот военный тягач был разработан в Минске, в 1964 году принят на вооружение под индексом ИКТ -С – инженерный колесный тягач средний. Серийное производство велось на заводе в Кургане. Двигатель Д12А-375 – прямой потомок легендарного танкового дизеля В-2. Трансмиссия гидромеханическая состоящая из гидротрансформатора, коробки перемены передач, двухступенчатой раздаточной коробки с реверсом и двух ведущих мостов. Ведущие мосты имеют колеса большого диаметра с широкопрофильными шинами постоянного давления.

Редкие

На базе МАЗ-538 производились: ТМК-2 – предназначена для рытья траншей различного профиля и конфигурации в мерзлых и талых грунтах; ПКТ, ПКТ-2 – путепрокладочный колесный тягач (путепрокладчик) на шасси 538 служил для прокладки на местности колонных путей сообщения, постройки, ремонта, расчистки и планировки грунтовых дорог, отрыва элементов дорожного полотна, а также для проведения общих землеройных и строительных работ; БКТ – многоцелевой бульдозерный колесный тягач на шасси МАЗ-538 применялся для отрыва различных войсковых инженерных коммуникаций, траншей, котлованов, очистки больших территорий и проведения других землеройных операций на разных типах грунтов. У машины была огромная производительность, но низкий ресурс и высокая стоимость. В связи с этим такие тягачи на гражданскую службу не попадали.

Трактор МоАЗ-49011

Редкие

Могилевский завод, основанный еще в 1935 году, является подразделением крупнейшего в Беларусии холдинга ОАО «БЕЛАЗ». Понятно, что МоАЗ «на мелочи размениваться не будет» и в ассортименте его продукции – многосильная колесная дорожная и строительная техника: краны, катки, самосвалы, погрузчики и т. п. Вот чего не хватало в ассортименте, так это мощного сельскохозяйственного трактора. И МоАЗ решил восполнить этот пробел, начав в конце 90-х разработку модели 49011. Технике, сделанной на основе сочлененно-шарнирной рамы, присвоен пятый тяговый класс. У трактора жесткая ходовая часть и гидравлическое рулевое управление, обеспечивающее поворот на угол до 36 градусов. Ярославский восьмицилиндровый двигатель ЯМЗ-238Б (иногда устанавливался ЯМ3238 НД 5) обеспечивал мощность 300 «лошадей» и тягу в 50 кН. По внешнему виду детище Могилевского завода немного напоминает «Кировец». Однако, если посмотреть в кабину, то увидим: тракторист в МоАЗ сидит по центру, а не сбоку, как в К-700.
Заводские испытания прошли успешно, как посчитала комиссия, и трактор поставили было на конвейер. Всего произвели (точных данных нет) не более 25-ти единиц техники. Но затем от дальнейшего выпуска новинки отказались. Подразумевалось, что МоАЗ-49011 будет конкурировать с российским «Кировцем», по крайней мере, на территории Белоруссии. Однако сельчане отдавали предпочтение К-700.

Самоходное шасси СШ-75

Редкие

Особенность сельского хозяйства – сезонность. И если труженики-трактора вкалывают на полях круглый год, то пижоны-комбайны выходят из ангаров только в период уборки. Да еще и каждый только на свою культуру. Исправить такую вопиющую несправедливость пытаются конструкторы многих заводов. Но одними из первых создать машину широкого профиля удалось в Таганроге – знакомьтесь, специально-универсальное самоходное шасси СШ-75 «Таганрожец».
Идея, воплощенная в металле в 1965 году, оказалась весьма оригинальной. СШ-75 состоял из двух частей. Первая – это несущая рама и ходовая с возможностью изменения ширины колеи. Вторая – силовой агрегат, объединенный с площадкой управления и кабиной водителя. Расположение двигателя относительно шасси можно было варьировать. Нужен трактор – ставим модуль по центру, над управляемыми колесами малого диаметра (симметричная схема). Нужно превратить шасси в комбайн – разворачиваем модуль на 180 градусов и смещаем влево (Г-образная схема). Теперь кабина находится над левым ведущим колесом, а справа можно ставить любую навеску, хоть бункер, хоть транспортер. Трансформер в чистом виде, да и только!

 

Чем был полезен Некрасивый советский Трактор СШ-75

Установленный на шасси саморазгружающийся кузов позволял перевозить до 4 тонн. Для работы с сеном, соломой и прочими объемными грузами изначально предусматривался монтаж надставных бортов. Несмотря на то, что СШ-75 «Таганрожец» оказался весьма интересной конструкцией, хорошо принятой аграриями, выпуск модели продолжался всего 7 лет. За это время было выпущено 20 тыс. 714 универсальных шасси – капля в море. Казалось бы, сейчас увидеть СШ-75 вживую нереально, однако по дорогам до сих пор бегают отдельные экземпляры!

Трактор ЛТЗ Т-5 (экспериментальный)

Редкие

Малоизвестный экспериментальный трактор ЛТЗ Т-5 был разработан в 1961 году конструкторском бюро Липецкого тракторного завода при активном участии специалистов Московского автомобильного института (МАМИ). Колёса трактора были одного не очень большого размера, двигатель располагался спереди, кабина ровно по середине рамы. Мощность мотора трактора составляла 50 л.с. Весит машина 2690 килограмм. При таких характеристиках трактор может передвигаться вперёд со скоростью 5-35 км/ч, а назад 5-12 км/ч. Трактор Т5 считался весьма универсальным, за счёт возможности установить в задней части различное оборудование, его можно было использовать, как на поле, так и для транспортировки грузов, а также любых других работ.

Трактор ЛТЗ Т-100

Редкие

В 1963 году один из образцов трактора Т-5 проходил тяговые испытания на Подмосковном полигоне НАТИ (с. Новый Быт). В последующем изготавливались образцы трактора с гидростатической трансмиссией под маркой ГТ-55 и лесохозяйственная модификация Т-5Л. Дальнейшие работы конструкторов ЛТЗ в данном направлении привели к созданию тракторов Т-80 (1966-1970), ЛТЗ-100 (1972-1974), ЛТЗ-150 (1973-1975), ЛТЗ-145 (1974-1984).  В серийное производство трактор поставлен не был, но до 1966 года выпустили несколько машин, история которых сейчас неизвестна. Трактор ЛТЗ Т-5 так и остался неизвестен населению страны, тем он и интересен.

Электротрактор ХТЗ-12

Редкие

Поняв все плюсы электричества, инженеры Всесоюзного института электрификации сельского хозяйства совместно со специалистами Харьковского тракторного завода разработали оригинального вида электрический гусеничный трактор ХТЗ-12. За основу взяли серийно выпускаемый в то время трактор ХТЗ-НАМИ, но вместо карбюраторного керосинового двигателя оснастили его электромотором мощностью 42 кВт. При этом вся ходовая часть и даже трансмиссия остались без изменений.

Редкие

Странный внешний вид трактора с высоко поднятой кабиной и горбом перед ней объяснялся установкой под капотом огромной катушки с четырехжильным высоковольтным кабелем, длина которого составляла 750 метров! От катушки кабель проходил через каблеприемную трубу, способную поворачиваться вокруг своей оси на 360 градусов. Такая конструкция позволяла избежать соприкосновения кабеля с трактором и присоединенным сельхозоборудованием. Первые испытания показали неплохую экономическую целесообразность применения подобной техники. Так, на обработку 1 гектара поля трактор расходовал около 45 кВт электричества. Вот только минусов оказалось гораздо больше.
Очевидно, что кабель оказался самым ненадежным и проблемным узлом электротрактора: он часто перетирался и требовал замены, при этом стоил достаточно дорого. А еще применение такой техники ограничивалось стационарными линиями электропередач. К тому же, требовалось постоянное наличие команды квалифицированных электриков, ведь подключение мобильных подстанций осуществлялось без обесточивания основной линии электропередач. Несмотря на это, серийное производство все же было начато в 1952 году. Правда сделали всего 32 экземпляра, после чего дальнейшее развитие электрических тракторов, посчитали экономически нецелесообразным.

Трёхколёсный трактор МТЗ-50Х

Редкие

В 1969 году с конвейера МТЗ сошел весьма необычный трехколесный трактор МТЗ-50Х. Он был создан для возделывания хлопчатника – специфической сельскохозяйственной культуры, для уборки и обработки которой требовалась специализированная техника. От своего прародителя МТЗ-50, модификация МТЗ-50Х1 отличалась конструкцией шасси с одинарным поворотным колесом и увеличенным до 830 мм дорожным просветом. Такая компоновка обеспечивала повышенную маневренность и позволяла работать с четырехрядной системой машин. В остальном МТЗ-50Х от базовой модели не отличался: оборудовался дизельным двигателем мощностью 55 л.с. и 9-ступенчатой коробкой передач. В Минске трактор выпускался с 1969 по 1977 год, а затем завод перешел на производство новой модели МТЗ-80Х.

Трактор с электромеханической трансмиссией ДЭТ-250

Редкие

В 1961 году Челябинский тракторный завод освоил выпуск ДЭТ-250 – первого в мире трактора с электромеханической трансмиссией. Гигант массой в 30 т оборудовался модернизированным танковым дизелем В-30 мощностью 290 л.с. Двигатель был агрегатирован со специально разработанной электромеханической трансмиссией, выполненной на основе генератора и 166-киловатного электродвигателя. Трансмиссия работала в автоматическом режиме и обеспечивала высокую производительность и наилучший режим работы двигателя. Первый советский трактор 25 тягового класса имел промышленное назначение и широко применялся при добыче полезных ископаемых, а также при строительстве гидротехнических, транспортных и других крупных инфраструктурных объектов. Трактор оказался настолько востребованным, что в различных вариациях он выпускался вплоть до 2015 года.

Минитрактор Т-70

Редкие

Миниатюрный трактор Т-70 был разработан специалистами Кишиневского тракторного завода в 1974 году. Он был создан на основе колесного трактора МТЗ-80, но в отличие от него получил гусеничный ход. Трактор оборудовался новейшим на тот момент дизельным двигателем Д-241 на 70 л.с., 8-ступенчатой механической КП и просторной 2-местной кабиной закрытого типа. Машина получилась компактной и необычайно легкой (4 т), отличалась хорошей маневренностью и приемлемой проходимостью. Такой набор характеристик сделал Т-70 идеальным для работы с пропашными культурами с междурядьями 450-600 мм, и прежде всего с сахарной свеклой. Поэтому вскоре появилась свекловодческая модификация Т-70С с гусеницами шириной 200 мм и гидравлической системой, приспособленной для работы с агрегатами для возделывания сахарной свеклы. Кроме того, на производство поступили: виноградниковый Т-70В, садоводческий Т-70А и хмелеводческий Т-70В-Х. В сельском хозяйстве Т-70 был чрезвычайно востребован и применялся, в том числе как обычный пропашной трактор. Производство машины велось с 1974 по 2008 год.

Крутосклонный МТЗ-82К

Редкие

Одна из самых странных и оригинальных модификаций МТЗ, предназначенная для работы в горной местности. Основным отличием МТЗ-82К является гидравлическая система, которая автоматически выравнивала положение кузова, независимо от крутизны склона. Для того, чтобы это стало возможно, пришлось изменить привод задних колес на раздельный. Конструкторы заменили привод от оси на качающееся на рычагах колесо на цепной передаче. С передней осью всё было проще. Достаточно было применить параллелограм, чтобы всё заработало как надо. МТЗ-82К способен работать на склонах крутизной до 20 градусов, а также на ровных поверхностях. Выпущено было немного, единицы остались в горных районах бывшего СССР.

Кировец на гусеничном ходу

Редкие

В связи с освоением севера, нефтяных и газовых месторождений на базе трактора «кировец» были созданы гусеничные образцы. База этой модификации – специальный тягач, в конструкции которого использованы все основные и трансмиссионные узлы трактора К-701 и узлы ходовой части трактора Т-130. Привод передвижения – механический, с гидравлическим переключением передач; привод ротора и транспортера механический, подъем рабочих органов — гидравлический; приводной двигатель – ЯМЗ-240Б (ЯМЗ-240БМ) мощностью 300 л.с.; экскаваторы имеют 32 скорости рабочего хода (от 20 до 509 м/ч). Опытные образцы экскаватора ЭТР-254-01 испытывали на строительстве газопровода в районе между Уренгоем и Надымом, где они показали хорошие результаты и с 1982 года начат их серийный выпуск. В зимний сезон 1982-1983 г. установочная партия экскаваторов ЭТР-254-01 выполнила большой объем работ в районе Уренгойских газовых месторождениях, а десять этих же машин с февраля по апрель 1983 г. отрыли в мерзлых и вечномерзлых грунтах около 240 км траншей с промерзанием на полную глубину. Наряду с выпуском траншейных экскаваторов, болотоходов, кабелепрокладчиков были и экспериментальные образцы и для сельского хозяйства, но широкого применения они не получили.

При подготовке материала использовалась информация с сайта: techstory.ru

ОВОЩНАЯ ПРОДУКЦИЯ ОВОЩНОЙ РЫНОК ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ