"Золотой" дизель

Дизель

Печать Прочитали статью : 253

Через месяц в поля выйдут тракторы – на Яхромской пойме начнутся весенне-полевые работы. Аграрии хватаются за голову – цена за литр солярки, на которой работают тракторы и комбайны давно обогнала бензин марки АИ 95 и продолжает расти. Сколько стоил бензин при СССР? Если посмотреть на фотографии советских времен, то на заправках бензин тогда стоил менее 8 копеек за литр, а солярка чуть более 3 копеек. При этом стакан томатного сока стоил 10 копеек, а литр молока 28, то есть бензин был в 4 раза дешевле молока. А вот ситуация на заправках сегодня – стоимость бензина АИ 95 от 48 до 51 рубля, дизтоплива - 58 рублей. Молоко же сегодня стоит от 60 до 100 рублей за литр. Как так получилось, что молоко стало стоить дороже бензина, а бензин дороже дизтоплива? Как обрабатывать землю и выращивать сельхозпродукцию при таких сумасшедших ценах, почему образовался такой перекос? Об этом поговорим в этой статье.

Технология

В СССР было всё наоборот – дизельное топливо стоило ровно в два раза дешевле бензина. Это логично, ведь солярка является побочным продуктом перегонки нефти и получения бензина.  Дизтопливо и бензин производят из нефти путем двойной обработки. Сначала сырьё разделяют в ректификационных колоннах, потом подвергают крекингу, то есть дроблению молекул. Процесс производства дизтоплива и бензина схож, но в целом солярку, как более дешевую фракцию, производить дешевле. Исходя из обычной логики цена на дизтопливо должна быть меньше, как это и было в Советском Союзе. С одной тонны нефти путем прямой перегонки можно получить порядка 200 литров бензина и 300 литров солярки, за вычетом других легких фракций остается порядка 500 кг мазута и битума. Раньше мазут перерабатывать не умели, поэтому солярки получалось больше бензина. Сейчас же из мазута можно получить ещё до 450 литров бензина. Таким образом имеем уже 650 литров бензина против прежних 300 литров солярки. Так как бензина вырабатывается больше, то и стоит он дешевле.

Дизель

Высокий спрос

Так как мы существуем в условиях рыночной экономики, то есть два главных фактора, определяющих цену на тот или иной товар или услугу – это спрос и предложение. Солярка сегодня очень популярна и в Европе, и в США, и в России. И у них, и у нас много легковых авто заправляют именно дизелем. И это несмотря на то, что во многих странах уже запланирован постепенный отказ от двигателей внутреннего сгорания и переход на электричество. Еще соляркой заправляют почти все виды грузовой и спецтехники. Не секрет, что во время проведения полевых работ наблюдается всплеск цен на солярку, так как вся сельхозтехника работает именно на этом топливе. Появилось также много небольших фирм, работающих на генераторах, которые заправляются дизельным топливом. Естественно, что производители солярки не могут не воспользоваться этой ситуацией и стараются получить максимальный доход.

Сезонные колебания

Помимо периода проведения полевых работ, цены на дизельное топливо растут с приходом зимы. Дело в том, что в условиях зимних российских морозов все АЗС переходят на зимнее топливо «Арктика», которое дороже за счет добавок, не дающих ему замерзать.

Экологические нормативы

В ЕС уже давно, а в России с 2017 года действуют более жесткие нормы по содержанию серы в выхлопе. Поэтому нужно изначально при производстве дизеля максимально очищать его от серы и другой химии. А это требует многомиллионных вложений в усовершенствование оборудования. Все эти затраты и сказываются на возрастании стоимости солярки на автозаправочных станциях.

Дизель

Особенности национального бизнеса

Наши производители заинтересованы в получении максимального дохода любой ценой. Так как дизель растет в цене не только в России, но и в целом в мире, местным топливным магнатам гораздо выгоднее отправлять его огромными партиями нашим соседям – в Китай, Индию, Германию, Польши, Словакии и Украины. С введением жёстких санкций, в том числе нефтегазовом секторе положение ещё более стало плачевным. Потолок цен на продаваемую за рубеж нефть, частичный отказ от российской нефти – всем этим воспользовались российские переработчики.
В 2018 году вывоз дизтоплива из страны побил новый рекорд. Предыдущий был в 2015 году и составлял порядка 51 миллиона тонн. Прирост объемов вывоза за год составил 10%, хотя производство дизеля, по данным Минэнерго, выросло всего лишь на 2%. Если проанализировать эти действия, то получается, что страна испытывает искусственный дефицит на данную продукцию и приобретать её по оптовым ценам для АЗС всё труднее. В результате владельцы автозаправок вынуждены искать поставщиков в различных регионах страны, даже в тех, которые расположены слишком далеко. Это добавляет к закупочным ценам расходы на транспортировку, поэтому итоговая стоимость зашкаливает. Таким образом, ради короткого рубля для нефтяников и бюджета, рост цен на дизтопливо только подогревается. А значит придется платить все больше не только за продукты, но и, вообще, за любые товары, ведь при коммерческих перевозках используется именно дизтопливо.

Дизель

Что в сухом остатке

Европейские автопроизводители, и не только они, стали массово отказываться от дальнейшей разработки дизельных двигателей, и снимать их с производства. Правда, всё это происходит под флагом борьбы за экологию. Наиболее вероятно, что дальнейшее опережение роста цен на солярку замедлится, но и дешевле бензина она всё равно не станет, иначе снова начнется рост потребления дизтоплива, и процесс повторится. К сожалению, отказ от производства дизельных моторов для легкового транспорта является необходимой мерой, и не зависит от того, под каким предлогом он вводится. Ведь лучшей альтернативы дизельной сельхозтехнике пока нет. А дорогая солярка означает, что будут дорогими молоко, помидоры, огурцы и мясо. Крупные агрохолдинги, да и мелкие фермерские хозяйства всё равно будут заправлять свои тракторы и комбайны дорогой соляркой – не бросать же поля зарастать бурьяном! Но пострадает в итоге конечный потребитель, который покупает в магазине подорожавшие овощи и картофель, одежду и стройматериалы. Впрочем, российским нефтепереработчикам и владельцам АЗС глубоко наплевать на сельское хозяйство, они ежеминутно заняты своим любимым делом – набитием своих карманов наличностью. Эту проблему раз и навсегда решит переход на альтернативное инновационное топливо, например, водородное и электрическое. Но пока в человеке не искоренить алчность и жадность, до тех пор будем со слезами вспоминать «золотые» времена СССР.

ОВОЩНОЙ РЫНОК ОВОЩНАЯ ПРОДУКЦИЯ ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ