Харьковчанин на службе аграриев

ХТЗ

Печать Прочитали статью : 1251

В агрохолдинге ЗАО «Куликово» до сих пор эксплуатируются несколько колесных тракторов ХТЗ Т-150 первых выпусков. Это говорит о том, что украинские машины сделаны очень качественно. Т-150 может выполнять любую тяжелую работу в поле, неприхотлив в обслуживании и надежен. Аграриям будет интересно почитать об истории этого известного на весь мир предприятия. Харьковский тракторный завод им. Серго Орджоникидзе был основан в 1930 году. Первый трактор сошёл с конвейера 1 октября 1931 года, и этот день принято считать днём рождения завода. Строительство завода началось в апреле 1930 года в степи за станцией Лосево. Главным инженером по строительству ХТЗ был назначен гражданин США Леон Сваджян (Leon A. Swajian), награжденный впоследствии Орденом Ленина. 1 мая 1931 был введён в строй инструментальный корпус, начавший выпуск инструмента и оснастки для обеспечения потребностей продолжавшегося строительства завода. 30 сентября 1931 строительство было завершено. В это время завод насчитывал 12 цехов.

ХТЗНачало пути

1 октября 1931 года состоялся пуск завода. В октябре 1931 года завод начал выпуск колёсного трактора СХТЗ 15/30, который был оснащён керосиновым двигателем мощностью 30 лошадиных сил и развивал скорость до 7,4 км/ч. Одновременно с заводом был построен посёлок ХТЗ. В 1935 году с конвейера сошёл 100-тысячный трактор, в 1936 году – 150-тысячный.

ХТЗ

Первый колесный трактор СХТЗ 15/30

17 сентября 1937 завод начал серийный выпуск гусеничного трактора СХТЗ-НАТИ. Стоит отметить, что если в основе СХТЗ 15/30 была конструкция американских разработчиков, то СХТЗ-НАТИ был первым трактором массового производства с конструкцией отечественной разработки. Кроме того, в довоенный период завод выпускал газогенераторный трактор ХТЗ-Т2Г.

ХТЗ

Гусеничный трактор СХТЗ-НАТИ

Военные и послевоенные годы

После начала Великой Отечественной войны, выпуск военной продукции был увеличен, в сентябре – октябре 1941 года завод выпускал лёгкие танки Т-16 (ХТЗ-16). С приближением к городу линии фронта, завод был эвакуирован – сначала в Сталинград, а затем в Рубцовск Алтайского края, где на базе ХТЗ был построен Алтайский тракторный завод, который в 1942 году выпустил первый трактор АСХТЗ-НАТИ. После освобождения Харькова, в августе 1943 года началось восстановление разрушенных в период оккупации зданий завода, в конце 1944 года завод выпустил первую продукцию. В 1947 году завод начал выпуск трактора ХТЗ-7. В конце 1949 года завод освоил выпуск трактора ДТ-54. В 1952 году небольшой серией был выпущен электротрактор ХТЗ-12. В 1955 году был начат выпуск садово-огородного трактора ДТ-14, в 1958 году завод начал выпуск трактора ДТ-20.

ХТЗ

Электротрактор ХТЗ-12

В 1956 году на территории завода был установлен памятник Серго Орджоникидзе (который был одним из инициаторов строительства ХТЗ) работы скульптора С. Тоидзе. Кроме того, на территории завода был установлен обелиск в память 320 рабочих и сотрудников завода, погибших в Великой Отечественной войне. В 1960 году завод начал выпуск трактора Т-75. В 1961 году начал работу учебный цех ХТЗ – политехнический центр трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся. С 1964 по 1973 год цех возглавлял педагог-новатор, экспериментатор П.А. Ярмоленко.

ХТЗ

Цех ХТЗ. 50-е годы

В 1962 году завод начал выпуск пахотного трактора Т-74. 20 января 1967 года с конвейера сошёл миллионный трактор. В 1969 году завод освоил выпуск трактора Т-25А, в 1971 году – трактора Т-150, на базе которого в дальнейшем был создан колёсный трактор Т-150К. К 29 декабря 1973 завод выпустил 1,5 млн. тракторов.

ХТЗ

Колесный трактор ХТЗ Т-150К

В 1976 году завод был преобразован в производственное объединение. В 1980-е годы предприятие достигло максимальной производительности – выпуск продукции составлял до 70 тысяч тракторов в год. 16 апреля 1982 года завод выпустил двухмиллионный трактор. К началу 1986 года завод поставлял тракторы в 36 стран мира и подготавливал производство новых моделей тракторов: Т-150КМ и Т-150К-02.

Падение и взлет

Начавшийся в 2008 году мировой экономический кризис привёл к экономическому кризису на Украине и осложнил положение завода. В 2008 году ХТЗ прекратил производство бронетехники, в октябре 2008 года – сократил рабочую неделю. 1 июля 2009 года ХТЗ приостановил производство до 1 сентября 2009 в связи с отсутствием заказов. В дальнейшем, ХТЗ ещё раз приостановил выпуск продукции (в период с декабря 2009 года до 4 марта 2010 года), в связи с перемещением станочного оборудования. С 2010 года ХТЗ начал использовать в производстве тракторов комплектующие производства КНР, а в октябре 2013 года полностью прекратил закупки мостов Лозовского кузнечно-механического завода для колёсных тракторов в пользу мостов китайского производства. К концу 2010 года убытки ХТЗ увеличились до 60,452 млн. гривен. В 2011 году с целью повысить конкурентоспособность продукции украинского производства, в Налоговый кодекс Украины были введены льготы для сельхозмашиностроения (однако в 2015 году льготы были отменены). В 2012 году объём дебиторской задолженности АО «ХТЗ» увеличился и к началу 2013 года составил 76,6 млн. гривен.

ХТЗ

Мини трактор ХТЗ 2410

В мае 2013 года ХТЗ разработал новую модель малого трактора для фермеров – ХТЗ-2410 (оснащённого двигателем китайского производства мощностью около 25 л.с.). В сентябре 2014 года ХТЗ возобновил кооперацию с ЛКМЗ. В октябре 2014 года завод начал серийное производство колёсно-рельсового тягача ХТЗ-150К-09-25 на базе трактора ХТЗ-150К. В 2014 году ХТЗ продал свыше 1,5 тыс. тракторов и стал единственным промышленным предприятием Украины, которое завершило отчётный год с прибылью (чистая прибыль завода за 2014 год составила 449,5 млн. грн.), хотя в целом ВВП страны за тот период сократился на 17%. В 2014 году ХТЗ вышел из банкротства, в котором предприятие находилось с мая 2007 года. В 2015 году Завод произвёл около 1600 тракторов, что на 10% больше, чем в 2014 году.

ХТЗ

Колесно-рельсовый тягач ХТЗ Т-150К-09-25

В марте 2016 года на Харьковском тракторном заводе произошла смена менеджмента предприятия. Генеральный директор Харьковского тракторного завода Владислав Губин, который руководил заводом с июля 2013 года, покинул свой пост по соглашению сторон 9 марта 2016 года, с 10 марта 2016 года на должность генерального директора Харьковского тракторного завода назначен Андрей Коваль, который ранее уже руководил заводом в 2006 – 2007 г. В апреле 2016 года из-за юридических проблем Харьковский тракторный завод вынужден был остановить производство.
26 апреля 2016 года объявлено о сокращении числа сотрудников предприятия. Сокращение, со слов генерального директора АО «ХТЗ» Коваля, вызвано дисбалансом между количеством административного и вспомогательного персонала и количеством основного производственного персонала, поэтому количество основного производственного персонала будет увеличено, а сокращение коснётся только административного и вспомогательного персонала.

ХТЗ

Бурильно-крановая машина БКМ-2М

27 апреля 2016 года Александр Ярославский объявил о приобретении контрольного пакета акций ХТЗ у Олега Дерипаски. Весной 2016 года Служба безопасности Украины открыла уголовное производство против генерального директора Харьковского тракторного завода Андрея Коваля по подозрению в подготовке и совершению диверсии в интересах России, в пресс-службе СБУ сообщили, что Андрею Ковалю объявлено подозрение в совершении преступления, и он объявлен в розыск.  Суд предоставил разрешение на его задержание и арест. СБУ подозревала акционеров и руководство предприятия в попытке вывезти в Россию оборудование и оснастку, задействованное, в том числе и в производстве военной техники, а также конструкторско-технологическую документацию Харьковского тракторного завода.

ХТЗ

Мульчер

14 июля 2016 года Хозяйственный суд Харьковской области утвердил План досудебной санации Публичного акционерного общества «Харьковский тракторный завод», принятый ранее акционерами завода. В 2016 году Харьковский тракторный завод им. Орджоникидзе получил убыток 667,357 млн грн. В январе 2017 года прокуратура закрыла уголовное дело о диверсии на Харьковском тракторном заводе, с генерального директора ХТЗ Коваля снято подозрение в подготовке к диверсии. 6 января 2017 года группа DCH приступила к запуску Харьковского тракторного завода. 6 января 2017 генеральный директор ХТЗ Коваль вернулся на рабочее место, провёл рабочее совещание с дирекцией завода по восстановлению и запуску рабочих процессов предприятия. За 2017 год ХТЗ выпустил 794 единицы техники, а продукция предприятия реализуется как в Украине, так и за рубежом: в Молдове, Казахстане, Армении, Болгарии, Польше, Новой Зеландии, Беларуси и пр.

ХТЗ

Погрузчик Т-156Б

В 2018 году, Харьковский тракторный завод представил на международной агропромышленной выставке AgroExpo 2018 свои новинки: колесный трактор ХТЗ-248К.20, который оборудован двигателем известного мирового производителя FPT-Iveco N67, а также модернизированный гусеничный трактор ХТЗ-181.20. В конце 2018 года, на заводе началась реализация первого этапа двухлетней стратегической программы модернизации ведущего национального производителя тракторов. Объем инвестиций DCH в модернизацию ХТЗ составит около 230 млн грн.

ХТЗ

Новый трактор ХТЗ-150К (двигатель ЯМЗ-236 мощностью 180 л.с.)

В 2018 году ХТЗ произвёл около 900 тракторов и получил убыток 86,4 млн. гривен. В 2019 году, ХТЗ представил ещё одну модель 240 серии, колесный трактор ХТЗ-241К.20, с установленным двигателем от Минского моторного завода. В 2019 году на ХТЗ начало работать новое оборудование: линия химико-термической обработки металлов, роботизированная 3D лазерная установка для точной обработки корпусных и рамных деталей, ленточнопильные станки, позволившие заводу отказаться от горячей рубки металла. Новое оборудование позволило предприятию существенно снизить энергозатраты: потребление электроэнергии снижено на 20%, а газа – в два раза.

ХТЗ

Новый трактор ХТЗ-249К (двигатель WEICHAI POWER WP7G240 мощностью 240 л.с.)

В 2019 году ХТЗ выпустил 585 единиц техники и реализовал 638. Выручка предприятия составила почти 800 млн грн. В 2020 году на Харьковском тракторном заводе было объявлено, что предприятие планирует начать производство трамваев. В марте 2021 года на Харьковском тракторном заводе начата процедура санации предприятия до открытия производства по делу о банкротстве, по решению Харьковского окружного административного суда (суд первой инстанции) и второго административного суда (апелляционная инстанция). Последний обязал ХТЗ заплатить государству 401 млн. грн. долга, отказав ХТЗ в удовлетворении апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции.

ХТЗ

Гусеничный трактор высокой проходимости ХТЗ-181.22 (установлена резинотросовая гусеница, двигатель ЯМЗ-238 мощностью 190 л.с.)

За годы работы завод выпустил более 3 миллионов тракторов и другой тяжелой специализированной техники, которую всегда отличала надежность, функциональность и высочайшее качество исполнения. Кроме традиционных тракторов общего назначения предприятие приступило к производству спецтехники, предназначенной для нефтяников и геологов. Были выпущены установки для проведения механизированных сварочных работ. На базе техники МТЛБ были созданы надежные вездеходы, способные работать в самых экстремальных и неблагоприятных для человека условиях. Для железнодорожной отрасли выпущены универсальные путевые машины, работающие на базе тягачей ХТЗ. Обновились и получили новую жизнь все модели тракторов для сельхозпроизводителя и коммунальных служб. Но какое бы оборудование ни выпускал сегодня Харьковский тракторный завод, какие бы войны и кризисы не пережил, главными критериями остались высокое качество, долговечность, безопасность и надежность каждой выпускаемой машины. ХТЗ сохранил свое лицо и остается верным другом аграриев. 

При подготовке материала использовалась информация с сайтов: http://xtz.ua https://ru.wikipedia.org/wiki/Харьковский_тракторный_завод

ОВОЩНАЯ ПРОДУКЦИЯ ОВОЩНОЙ РЫНОК ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ